Ноты для фортепиано композитора
Николая Лысенко
Лысенко Н. Сюита на украинские темы
ТА НЕМА ГIРШ НIКОМУ_укр. н.п. _обр. Н. ЛысенкоЛысенко Н. с
Не будет преувеличением сказать, что профессиональная музыкальная культура всех народов, живущих на территории нашей страны, в той или иной мере складывалась под благотворным влиянием великих традиций русского искусства.
Так, например, творческие принципы и мировоззрение Николая Витальевича ЛЫСЕНКО (1842—1912)—основоположника украинской композиторской школы — формировались под воздействием мастеров «Могучей кучки», прежде всего Римского-Корсакова, у которого Лысенко брал уроки (перед этим два года учился в Лейпцигской консерватории).
Крупнейшее произведение Лысенко — народно-музыкальная драма «Тарас Бульба» (по Гоголю), воссоздающая картины борьбы украинского народа против иноземных поработителей; очень популярна и его опера «Наталка Полтавка». Изучив и собрав много образцов украинских народных песен (а также песен южных славян — сербов, хорватов, македонцев), Лысенко, внесший тем самым большой вклад в музыкальную фольклористику, использовал интонации народно-песенного творчества в своих произведениях.
Много сделал композитор и в области вокальной музыки (в частности на тексты Тараса Шевченко им написано более восьмидесяти произведений). Выдающийся хоровой дирижер Лысенко был также хорошим пианистом. Обширное фортепианное наследие композитора включает крупные сочинения и миниатюры. Лучшие из них отмечены самобытными чертами национального инструментального стиля.
[Из аннотации к сборнику «Золотая лира», том 1, М.: Сов.композитор, 1987 г.]