Метнер Н.К. «Повседневная работа пианиста и композитора»

Метнер Н.К. «Повседневная работа пианиста и композитора»

Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста.pdf

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Николай Карлович Метнер во время занятий композицией или игрой на фортепиано обычно вел краткие записи. Он записывал, над какими пьесами работал, сколько времени занимался, на что следует обратить особое внимание. Записи эти разного характера. Иногда они имеют принципиальное, обобщающее значение, но чаще всего представляют собой краткие напоминания самому себе, сделанные на определенном этапе разучивания той или иной пьесы. Метнер настойчиво рекомендовал и своим ученикам сразу записывать соображения, возникающие во иремя занятий. Он считал, что не нужно излишне обременять свою память, так как простые и, казалось бы, очевидные истины нередко забываются з процессе работы.
Такой крупный музыкант и пианист, как Метнер, признавал необходимым постоянно напоминать себе: «слушать и слушать, не смотреть на клавиши»; «погружение в тишину, и все из тишины»; «закрывать глаза»; «долой акценты, острые удары и вообще какое бы то ни было напряже-ше>; «локти врозь и на свободу»; «не насиловать пальцевого рычага» и т. п.
Заметки сугубо интимны, они предназначались Метнером юлько для себя. Поэтому некоторые записи глубоких мыслей отличаются такой лаконичностью, что смысл их не сразу может быть понят, требуя медленного, вдумчивого чтения. Например: «все должно быть под рукой»; «помнить о темпах в связи со звуком данного рояля»; «давать то, что дается»; «пэп-нить о широких линиях, волнах, перспективах» и т. п.
Как в работе с учениками, так и в своих личных занятиях Метнер всегда творчески искал новых путей, отвергая догматический подход. Поэтому его указания иногда кажутся противоречивыми, на самом же деле это лишь гибкое приспособление к тем или иным особенностям психического склада исполнителя и строения его рук, к требованиям интерпретации различных произведений в зависимости от этапов подготовительной работы.
Записные книжки Метнера дают редкостную возможность заглянуть в творческую лабораторию выдающегося композитора и исполнителя, глубоко анализирующего и превосходно организующего процесс своей работы. Именно последнее позволило Метнеру создать 62 опуса сочинений и при этом добиться необычайного исполнительского совершенства, хотя он уделял игре на фортепиано не больше четырех часов в день (по два часа утром и вечером).
Многие мысли из записей могут помочь нашим молодым музыкантам найти продуктивные методы работы.
В приложении приведены упражнения, частично имеющиеся в записных книжках, частично продиктованные Метнером его ученикам.
Кроме упражнений Метнер постоянно пользовался для тренировки некоторыми этюдами Крамера, сонатами Д. Скарлатти, прелюдиями и фугами из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, 32 вариациями Л. Бетховена, почти всеми этюдами Ф. Шопена, некоторыми этюдами ф. Листа,
В концертный репертуар Метнера, помимо собственных сочинений, включались, как это видно из записей, следующие произведения:
И. С. Б а х. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»: c-moll, Cis-dur, B-dur из I тома и d-moll из II тома;
Д. Скарлатти. Сонаты B-dur, d-moll, F-dur;
B. А. Моцарт. Концерт A-dur;
Л. Бетховен. Концерт G-dur, 32 вариации, сонаты D-dur, op. 10, C-dur, op. 53, e-moll, op. 90, f-moll, op. 57, «Турецкий марш» в переложении А. Рубинштейна, «Хор дервишей» в переложении К. Сен-Санса;
Р. Шуман. Токката;
Ф. Шопен. Все этюды ор. 10 и 25, фантазия f-moll, баллады F-dur и f-moll, полонезы es-moll и fis-moll, прелюдии (особенно G-dur, Des-dur);
Ф. Лист. Полонез, «Feux follets», «Gnomenreigen»;
C. Рахманинов. Этюды-картины и прелюдии.
Записные книжки сохранились в виде разрозненных листков, которые не всегда датированы. Самые ранние заметки относятся к 1916 году, наиболее поздние — к 1940 году.
В настоящей публикации записи объединены в разделы, где по возможности собраны мысли, относящиеся к отдельным вопросам исполнительства или композиции. Сборник состоит из четырех разделов: I. Общие установки в работе пианиста II. Работа над основными элементами музыкального исполнительства
III. Об упражнении
IV. Мысли о работе композитора
Своеобразие авторского языка полностью сохранено. Примечания и комментарии к упражнениям сделаны составителями: М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомским, вступительная статья «О записных книжках Н. К. Метнера» и текст приложения написаны П. И. Васильевым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *