Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа

Мильштейн Я.
«Этюды Ф. Листа»
К международному конкурсу им. П.И. Чайковского, 1961 г.

Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа
Внимание: к сожалению, в данной книге отсутствуют страницы №№35-50 в виду брака издания. Есть эта книга в каталоге Российской государственной библиотеки. Посмотреть описание и заказать копию фрагмента можно здесь.

 

ВВЕДЕНИЕ

Этюды Листа принадлежат к числу самых примечательных произведений этюдного жанра. Как и этюды Шопена, они намного превосходят своих предшественников глубиной содержания и живой, действенной формой воплощения.

Жанр этюда (от французского слова etude — изучение, лат. studium) возник очень давно. Во всяком случае он встречается уже в некоторых из известных нам наставлений по органной игре, относящихся к XVI веку.

Долгое время этюд оставался произведением вспомогательного характера; размер его был строго ограничен поставленной перед ним целью. Этюд обычно представлял собой небольшую пьесу для развития и усовершенствования техники. Чаще всего он основывался на какой-либо одной неизменной фактурно-технической формуле, которая претерпевала различные видоизменения с тем, чтобы играющий мог овладеть ею во всех возможных комбинациях и положениях. Иногда этюд основывался и на нескольких (двух-трех) технических элементах, но его инструктивное назначение все равно оставалось неизменным.

Со временем учебный материал этюда настолько разросся и цели его стали настолько многообразны, что он принял формы, которые уже могли дать исполнителю не только техническую пищу, по и пищу художественную, образно-эмоциональную. Посредством смешения и взаимопроникновения дидактических и эстетических целей возник этюд совсем иного характера значения.

Особенно велика была роль в этом процессе преобразования этюдного жанра Шопена и Листа. Именно они вывели этюд из подчиненного учебного положения и, далеко раздвинув его рамки, создали новый тип этюда. Они превратили этюд инструктивный в этюд художественный, этюд «бедный мыслью и духом» — в этюд концертного плана, со значительным образно-поэтическим содержанием. Они указали путь другим композиторам, в том числе таким, как Скрябин, Рахманинов и Дебюсси.

Естественно, что этюды Листа, подобно этюдам Шопена, занимают исключительное место в фортепьянной литературе. В них прежде всего поражает органическое сочетание сильной художественной мысли с оригинальными средствами воплощения. Это на редкость вдохновенные, самобытные произведения, где опоэтизирован даже технический прием и где единство художественных и технических задач достигает удивительной высоты.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.