Васильев П.
«Фортепианные сонаты Метнера»
Васильев П. Фортепианные сонаты Метнера ( 1962)
В историю русской музыки конца XIX и первой половины XX века вписана блистательная страница. Три имени украшают ее: Скрябин, Рахманинов и младший их собрат Н. К. Метнер.
Яркое дарование каждого сказалось в самом начале их творческой деятельности и определило ее пути.
Однако пути эти весьма несхожи друг с другом. Рахманинов как композитор сразу привлек к себе внимание музыкантов выдающейся экзаменационной работой—оперой «Алеко». А его знаменитая cis-тоll’ ная прелюдия для фортепьяно завоевала и широкие круги людей, любящих музыку и интересующихся ею. Кроме того, исключительное стихийное пианистическое дарование Рахманинова покоряло слушателей и способствовало признанию молодого таланта.
Творчество Скрябина, нервное, насквозь эмоционально напряженное, с первых шагов вызвало двойственное отношение к себе, разделив общество и печать на поклонников — «скрябинистов» — и на людей, не принимавших «новшеств» его музыки или приходивших от них в недоумение. Особенно это проявилось во вторую половину жизни и деятельности Скрябина, когда он своим творчеством как бы «взорвал» основные элементы музыкального языка и нарушил закон тоники и доминанты, впав в узкий и ограниченный круг эмоций, которые можно назвать «скрябинскими».
Начальная творческая деятельность Метнера не создала вокруг его имени никакой сенсации, никакой шумихи. Тем не менее и как композитор и как пианист он сразу занял на музыкальном горизонте определенное положение значительного музыканта. В противоположность Скрябину, Метнер не нарушал гармонических устоев и сумел открыть новые сочетания в мажорно-минорном строе, показав какие неограниченные возможности в нем таятся. Не случайно, А. К. Глазунов, даря Метнеру свой портрет, сделал знаменательную надпись: «Художнику, стоящему на страже вечных законов искусства».