Фролова С. Фортепианные сонаты П.И. Чайковского (1955)

Фролова С. Фортепианные сонаты П.И. Чайковского

Фролова С. Фортепианные сонаты П.И. Чайковского (1955)

Фортепианное творчество занимает значительное место в музыкальном наследии П. И. Чайковского. Сто семнадцать пьес, написанных им для рояля, охватывают самые разнообразные жанры — от детских миниатюр до крупных произведений концертного плана.

Чайковский очень любил фортепиано, называя его «царем инструментов»; сам он был хорошим пианистом. Любовь к этому инструменту возникла у композитора еще в детские годы. Один из товарищей Чайковского по Училищу правоведения (куда он поступил в десятилетнем возрасте)—Мещерский— в своих воспоминаниях пишет о том, что «старик немец Карель просиживал часы со своим любимым учеником Петром Чайковским, любуясь зачатками его таланта и страстным прилежанием к фортепианной игре». Несмотря на то, что эти занятия Чайковского в дальнейшем не были достаточно систематическими, ко времени поступления в класс композиции Петербургской консерватории он уже был настолько хорошим пианистом, что его освободили от занятий по фортепиано. В то время он «очень хорошо, бойко, с блеском мог исполнять пьесы первоклассной трудности, — рассказывает Г. А. Ларош,— …он играл не по-композиторски (да он в 1362 году и не был композитором ни с какой стороны), а совсем по-пианистски» .

О том, что Чайковский прекрасно владел фортепиано, свидетельствует и тот факт, что на торжественном обеде в честь открытия Московской консерватории в присутствии многих приглашенных он экспромтом сыграл наизусть трудную увертюру Глинки к опере «Руслан и Людмила», заявив, что именно музыка Глинки должна первой прозвучать в стенах вновь открытой консерватории.

По воспоминаниям современников, пианистические способности Чайковского были столь незаурядными, что при систематических занятиях он вполне мог бы стать крупным исполнителем. «Фортепианные способности его были огромные,—пишет Ларош,—и много лет спустя, уже в бытность его профессором Московской Консерватории, Николай Рубинштейн, если не ошибаюсь, предлагал ему заниматься с ним приватным образом».

Чайковский прекрасно знал фортепиано, тонко разбирался в специфических особенностях этого инструмента и создал для него замечательные произведения. Многие из них польз ются огромной популярностью и принадлежат к числу подлинных шедевров мировой фортепианной литературы, отличаясь покоряющей силой эмоционального воздействия, идейной глубиной, доступностью и, вместе с тем, высоким мастерством.

Мир музыкальных образов й настроений, представленный в фортепианных произведениях Чайковского, богат и разнообразен. Здесь мы встречаемся и с проникновенным воплощением, и с музыкальными зарисовками, и с воспроизведением картин природы; с другой стороны, в ряде произведений, например, в большой фортепианной сонате, в концерте (си бемоль минор) Чайковский создал концепции подлинно симфонического плана. Читать далее

Рекомендуем:

Познанский А. Н. Чайковский ( ЖЗЛ) (2010)

Полякова Л. Времена года Чайковского (1960)

Прибегина Г.А. П.И. Чайковский

Южак К. Фортепианные сонаты А. К. Глазунова

Долинская Е. Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности