Бикташев В. Н. Искусство концертмейстера

Бикташев В. Н. Искусство концертмейстера

Бикташев В. Н. Искусство концертмейстера (2014)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к читателям

1. Концертмейстер. Различные случаи употребления этого слова

2. Функциональное мышление

3. Бас как функция музыкальной фактуры

4. Сольные моменты в концертмейстерской партии

5. Регистры солистов и динамика

6. Оркестровое мышление

7. Оркестровые переложения

8. Оркестровое мышление в фортепианных аккомпанементах

9.  Импровизация. Варьирование фактуры в куплетных формах

10. Чтение с листа и транспонирование

11. Различные стили аккомпанемента

12. Условность нотного текста

13. Подготовка к работе

14. Взаимоотношения концертмейстера с солистом и педагогом

Заключение

Предисловие к читателям

Всё-таки удивительная у нас с вами специальность, дорогие мои коллеги! Удивительная, потому что так она популярна но, одновременно, почти не изучена. Удивительная, потому что так хорошо, казалось бы, понятна всем нам, концертмейстерам, много лет работающим по этой специальности. И, вместе с тем, полна трудностей, проблем, во многом противоречива и неизвестна, если мы всерьёз задумаемся о ней (пусть это не покажется вам странным, вся моя работа посвящена именно этому). С одной стороны, согласитесь, наша с вами работа, работа концертмейстера, так давно существует, так широко распространена в музыкальном мире — мы задействованы как в учебных процессах, так и в концертной практике на самых разных уровнях, практически во всех жанрах и стилях, в самых разных исполнительских составах. Но, с другой стороны, задумываемся ли мы над существующими противоречиями внутри этой специальности? Задумываемся ли вообще о недостаточной теоретической ясности её основ? Как нас обучают этим основам? Даже самое, казалось бы, простое, само это слово — «концертмейстер» — как мы его понимаем, как оно употреблялось раньше, как употребляется сейчас, какую смысловую нагрузку при этом несёт, что это слово означает в каждом конкретном случае? Чем наполнена работа концертмейстера, к чему обязывает её статус? И чем вообще отличается в самом общем, самом широком плане работа пианиста — концертмейстера от работы пианиста-солиста? В чём конкретно это отличие проявляется? И более сложные вопросы — как нам решать наши многочисленные концертмейстерские проблемы, оставаясь при этом профессионально точными и безупречными? Многие, как и я, пытались разобраться в этом. Пытались осмыслить особенности, специфику концертмейстерской работы, потому что она нуждается в этом осмыслении, нуждается в теоретической, методической ясности. Да, нам нужна развернутая полноценная методика обучения концертмейстерской специальности.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.