Чтение с листа. Пособие для юного пианиста

Чтение с листа. Пособие для юного пианиста

Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. Ред. — составители О. А. Курнавина, А.Г. Румянцев

Умение читать с листа — загадочное качество, которое присуще далеко не каждому музыканту. Ошибочно подразумевается, что способность эта приобретается как бы сама собой за годы обучения в музыкальной школе. Однако опытные преподаватели знают, что это далеко не так.

Невзирая на предмет «Чтение с листа», который предусмотрительные методисты уже довольно давно ввели в учебную сетку, умение читать с листа за эти годы не улучшилось, а, скорее, ухудшилось у среднего ученика ДМШ.

Опытные преподаватели зачастую опускают руки, не понимая, почему один ученик к 9-ти годам свободно разбирает пьесы, а с другим, 14-летним учеником приходится на уроке такт за тактом разбирать выпускную программу. Грозные требования педагога «смотреть в ноты» отнюдь не способствуют выработке умения читать с листа.

Не следует забывать, что навык этот совсем не обязательно соответствует умению хорошо разбирать пьесы. Сплошь и рядом ученик, приносящий на урок прекрасный разбор, на экзамене по читке получает низкие баллы, так как не умеет бегло охватить фразу, выявить главное, услышать интонацию. И наоборот: тот, кто весьма осмысленно и бегло читает ноты, приносит неряшливый разбор репертуара.

Для преподавателя весьма сложно бывает свести воедино эти два умения—читать ноты и разбирать их.

Вероятно, вопрос, почему так происходит, может быть предметом изучения психологов и методистов. Однако наряду со сложными психологическими и прочими причинами есть одно, как мне представляется, весьма существенное обстоятельство, которое часто недооценивается. Это — непродуманное, последовательное и постепенное усложнение задач при освоении знаков музыкального текста.

Вряд ли начинающий ученик в первые музыкальные уроки получит этюд на сложные длинные линии или двойные ноты. А ведь легкие в техническом отношении пьесы зачастую содержат знаковые трудности (например, знаки альтерации, басовый ключ, широкий . диапазон и пр.).

Усложнение технических и пианистических трудностей не всеща содержит адекватное постепенное усложнение знаковых трудностей. А если усложнение репертуара в техническом отношении будет соответствовать постепенному усложнению нотной грамоты, то развитие ученика на первых порах будет проходить очень медленно, что снизит его интерес к занятиям. Именно поэтому оправдана помощь ученику на раннем этапе обучения в разборе и так называемая «игра с рук».

Однако когда ученик имеет в руках определенное количество пьес, педагогу необходимо вернуться к началу освоения нотной грамоты и последовательно провести ученика через трудности, возникающие на пути.

Авторы данного пособия, основываясь на опыте 30-летней работы, постарались выполнить эту задачу — помочь ученику постепенно, незаметно для себя самого, овладеть трудностями читки с листа и научиться получать удовольствие от этого процесса.

Пособие снабжено педагогическими комментариями к ряду примеров.

О. А. Курнавина

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.