Бирмак А.
«О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ ПИАНИСТА»
Бирмак А. «О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ ПИАНИСТА», Издательство «Музыка», 1971 г.
Предлагаемая работа профессора Ариадны Владимировны Бирмак освещает ряд проблем развития фортепианной техники с позиций научных данных. Все положения подкреплены высказываниями выдающихся мастеров пианистического искусства и основываются на многолетнем артистическом и педагогическом опыте автора. Книга содержит ценные рекомендации и практические советы.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
От автора
Введение. О механистической и художественной фортепианной технике
Глава I. О свободе пианистического аппарата
Глава II. Психофизиологические основы художественной техники пианиста
Глава III. О структуре и функциях пианистического аппарата
Глава IV. О методе воспитания художественной техники
Приложение. И. Северцова. О профессиональных заболеваниях пианистов и их лечении
Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор этой книги профессор Ариадна Владимировна Бирмак принадлежит к старшему поколению советских пианистов. Она училась еще у А. Н. Есиповой и уже в юные годы, часто выступая в сольных и симфонических концертах, получила известность как превосходная пианистка. Глазунов в своем письме к ней выражает восхищение исполнением его Первого фортепианного концерта (под управлением автора).По окончании Петроградской консерватории, в 1921 году А. В. Бирмак была выдвинута на премию, наряду с В. В. Софроницким и М. В. Юдиной. Уже будучи педагогом, она в 1926-1927 годах совершенствовалась в Берлине у Артура Шнабеля, отозвавшегося о ней как о превосходном художнике, а затем у Леонида Крейцера, писавшего, что он «был поражен художественностью ее исполнения». Впоследствии (с 1933 года) она периодически консультировалась у Г. Г. Нейгауза, который также высоко ее оценил и особенно отмечал ее виртуозное исполнение «Петрушки» Стравинского.
Однако вскоре А. В. Бирмак покинула эстраду из-за болезни и всецело отдалась преподавательской работе. Пытливо изучая методы крупнейших мастеров и постоянно совершенствуя свой метод, она зарекомендовала себя в числе лучших педагогов Ленинградской консерватории.
После возвращения А. В. Бирмак из эвакуации Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР в 1947 году направил ее в Ташкент для повышения фортепианной культуры Узбекистана.
В Ташкентской консерватории А. В. Бирмак возглавляет фортепианную кафедру, занимается со студентами, читает лекции по истории и теории пианизма, систематически ведет методическую работу с педагогами, делая много докладов. В Ташкенте, после большого перерыва, она с большим успехом вернулась к концертным выступлениям.
В 1958 году А. В. Бирмак возвратилась в Ленинград и сосредоточила свое внимание на научно-методической работе, плодом которой явилась настоящая книга. Давнишний интерес автора к областям науки, связанным с естественной природой «игрового аппарата» — к анатомии, физиологии, психологии — нашел в этом труде основательное отражение.
А. В. Бирмак не ставила перед собой задачу охватить сложнейшие вопросы всесторонне, тем более, что многое в этом направлении уже сделано советскими и зарубежнымй музыкальными учеными и крупнейшими педагогами. Она истолковывает естественные закономерности применительно к пианизму и в этом отношении практически особенно важным представляется введение ею понятий творческой доминанты и координированной свободы.Главная ценность настоящего труда — в направлении научных предпосылок непосредственно на методику преподавания, на «художественную технику», на само исполнительство. Четвертая глава, с практическими указаниями о конкретной работе над пианизмом, в этом отношении особенно интересна. Здесь автор предстает перед читателями как педагог, глубоко познавший основы пианистического мастерства.
Важным является то обстоятельство, что А. В. Бирмак при изучении и рассмотрении коренных вопросов, связанных с естественной природой игрового аппарата, руководствовалась не только теорией, но и своим многолетним практическим опытом преподавания специального фортепиано, а также и артистическим, как превосходный пианист-исполнитель.
Нет сомнения, что книга А. В. Бирмак внесет существенный вклад в теорию и практику фортепианного исполнительства и будет полезна педагогам, учащимся и концертирующим пианистам.
С. Хентова
Большая благодарность Елене Степановне А. за предоставленный материал!
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!