Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах.
Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. Л., 1972.
Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. (2-е изд.,1987)
Предисловие ко второму изданию
Первое издание этой методической работы вышло в 1972 году. Но актуальность поставленных в ней задач осталась и ныне столь же острой.
Во втором издании автор постарался учесть и проанализировать практические советы, содержащиеся в многочисленных отзывах концертмейстеров и педагогов концертмейстерских классов, а первое издание книги, да и собственный исполнительский опыт также подсказал необходимость некоторых изменений и дополнений. Однако принципиальные положения, явившиеся основой и причиной возникновения данной методической работы, сохранились без изменений.
Известно также, что Ленинградское отделение издательства «Музыка» осуществило на основе этой книги новое издание оперных арий и сцен (серия «Певец и аккомпаниатор»)1. В пяти выпусках серии, вышедших за это время, редактор фортепианной партии конкретизировал и применил положения, изложенные в своей книге. Эти нотные издания ныне используются в концертной и педагогической практике пианистов-концертмейстеров как в нашей стране, так и за рубежом.
Автор приносит свою искреннюю благодарность К. Л. Виноградову, Е. И. Владимировой, И. С. Гордон, Н. М. Растопчиной, М. А. Смирнову, оказавшим большую и чрезвычайно ценную помощь при подготовке второго издания.
1. Чайковский П. Три арии Германа из оперы «Пиковая дама» (1975);
2. Сен-Санс К. Три арии Далилы из оперы «Самсон и Далила» (1975);
3. Мусоргский М. Монолог Бориса и песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» (1976);
4. Глинка М. Ария Руслана и рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (1977);
5. Чайковский П. Заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин»(1982).
Редакция фортепианной партии — Е. Шендеровича.