Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков (1985)

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков (1985)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор этой брошюры Анна Абрамовна Шмидт-Шкловская (1901 —1961) преподавала в одной из районных музыкальных школ Ленинграда. Педагог выдающегося дарования и незаурядный музыкант — ученица Ф. М. Блуменфельда, она пользовалась большим авторитетом в музыкально-педагогических кругах. Игра всех ее учеников отличалась органичностью, законченностью, пианистической свободой и увлеченностью.

Имя А. А. Шмидт-Шкловской было известно, главным образом, благодаря результатам лечения профессиональных заболеваний пианистов, проводимого по разработанной ею системе. Знали ее не только в Ленинграде, где она по просьбе педагогов города вела семинары при методическом кабинете. После ее выступления на Всесоюзных педагогических чтениях в Москве в 1958 году к ней приезжали педагоги и пианисты из Москвы, Риги, Вильнюса, Магадана, Киева, Архангельска и других городов страны. Многие музыканты благодаря А. А. Шмидт-Шкловской смогли вернуться к профессии, которая, казалось, была утрачена навсегда.

Обращались к ней не только по поводу заболеваний рук. Чаще всего она помогала пианистам избавиться от неудобства и скованности во время игры, преодолеть техническое отставание и найтн необходимые средства для проявления своей индивидуальности. Это оказалось возможным прежде всего потому, что А. А. Шмидт-Шкловская воздействовала на все стороны личности ученика, развивая в гармоническом единстве его музыкантские и пианистические качества, прививал ему культуру «слышания», воспитывая творческую инициативу и осознанное отношение к работе.

Методический талант А. А. Шмидт-Шкловской не был оторван от задач исполнительства. Даже в последние годы жизни она сохраняла пианистическую форму, позволявшую свободно и артистично показывать самые сложные произведения, а ее чтение с листа создавало впечатление законченного исполнения.

А. А. Шмидт-Шкловская обладала редкой педагогической интуицией, способностью поставить себя на место ученика, почувствовать малейшее его неудобство — и вместе с тем предугадать намерения играющего, помочь ему выразить до конца свое отношение к исполняемому. Поэтому ей любили играть и учащиеся, и концертирующие пианисты. Ее замечания были удивительно точными, и иногда небольшой штрих преображал всю картину исполнения.

Рекомендуем:

Книги по методике, педагогике, а также анализу фортепианных сочинений

Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни.

Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности