Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни.

Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук.

Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. (1984)

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Несмотря на успехи в области фортепианной педагогики, вопрос о предупреждении профессиональных заболеваний почти совсем не изучен и мало разработан даже в специальной медицинской литературе.

Вследствие этого профессиональные заболевания все еще продолжают встречаться на самых разных этапах обучения.

На первый взгляд затронутая мною область профес-. сиональных заболевний относится к медицине, и странно, что разрешением этой проблемы занялась я — пианист-педагог. Смелость писать об этом дают мои многочисленные удачи на этом поприще.

Незадолго до войны я окончила » Московскую консерваторию у знаменитого музыканта — профессора К. Н. Игумнова. .

О его великолепном художественном вкусе, пианистическом мастерстве, а, самое главное, такой редкой ныйе теплоте, проникновенности исполнения писали многие.

Впечатления от занятий с этим изумительным музыкантом были настолько яркими, что сохранились у меня на всю жизнь. Я до сих пор не могу забыть прелестное, проникновенное звучание инструмента, пластику его рук, а также Некоторые его уникальные пианистические приемы, которые позднее пригодились в практике моей работы по изучению профессиональных заболеваний ин-. струменталистов самых разных специальностей.

Во многом благодаря пианистическим навыкам, полученным в классе Константина Николаевича, я никогда не испытывала с руками никаких забот и затруднений.. Руки всегда были чуткими, никогда не «затягивались».

Правда, определенную роль в этом сыграли и мои собственные природные данные — удобная, естественная постановка рук, хорошее мышечное чувство, тонко чувствующие рецепторы. Я выступала на сцене, всю жизнь вела класс камерного ансамбля и сама переиграла много ансамблевой литературы.

В Свердловской консерватории, где я работала в 40-50-е годы, мне пришлось столкнуться с целым рядом случаев тяжелых профессиональных заболеваний. Горько было наблюдать, как способные люди с прекрасными, большими, хорошей формы руками не могли играть на рояле.

Больше того, боль эта не давала им спать ночами, не давала возможности заниматься любой самой легкой физической работой (например, взять со стола карандаш, поднять портфель и т. д.).

В стремлении помочь своим студентам я обратилась к методической литературе (я работала в то время методистом в 1-й музыкальной школе Свердловска, и, естественно, вся доступная для нас литература по методике игры но фортепиано находилась в поле моего зрения). В трудах того времени затрагивались случаи профессиональных заболеваний. Авторы рассказывали о характерных проявлениях так называемого «перетруживания», «переигрывании» рук у исполнителей — их болезненности, вялости, слабости, утомляемости.

Причина заболеваний виделась тогда в одном — в переутомлении, перенапряжении рук, а панацеи — в их расслаблении, освобождении.

Педагоги, обеспокоенные случаями профессиональных заболеваний в своем классе, каждый по-своему боролись против «зажатости» и «освобождали» руки у своих воспитанников.

В ход, шли различные освобождающие приемы типа свободного падения рук, броска, размаха, активных ударных движений. Но несмотря на то, что в классах фортепианной игры все время шел разговор о свободе, эластичности рук, о смене состояний напряжения и отдыха (педагоги иногда даже писали в нотах: «Здесь расслабиться»), о гибкости кисти и т. д., случаи профессиональных заболеваний все же встречались довольно часто. Читать далее…

Рекомендуем:

Интервью с В.В. Горностаевой

Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов (1975)

Как спокойно сдать экзамен? Советы врача высшей категории

Технический репертуар (гаммы, 11 положений)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности