Мазель В. Музыкант и его руки
Мазель В. Музыкант и его руки (2001)
Владимир МАЗЕЛЬ: «МУЗЫКАНТ И ЕГО РУКИ». Физиологическая природа и формирование двигательной системы, профилактика и реабилитация профессиональных заболеваний.
Впервые публикуется книга, специально посвященная проблеме поддержания рук музыканта в рабочем состоянии. Профилактика заболеваний, их лечение, связь костно-мышечного аппарата рук с состоянием позвоночника, с осанкой; система упражнений — вот содержание этой работы. Автор книги — педагог с большим преподавательским опытом.
Рекомендуется всем музыкантам-инструменталистам, учащимся и их родителям, педагогам.
Глава 1
Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта -их специфические особенности
Вступление
«Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней: одна была бы ни чем без другой»
(надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже)
Своеобразный гимн руке артиста заключен в многочисленных дифирамбах выдающихся деятелей искусства. Глубокий анализ возможностей руки музыканта дается замечательной пианисткой Маргаритой Лонг: «Концы наших рук ~ их кисти и пальцы — не только мышечный организм. Они чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, я хочу сказать, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем это кажется, именно они управляют»
Рука музыканта — неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука — часть тела, и ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма.
Музицирование — единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор — основа художественного мышления, Таков высший идеал исполнительского мастерства.
Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса — эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ однозначный — художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности.
Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной соучастницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь — рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания.
По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».
В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами.
Как практически соед инить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования.
Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь вдет не только о двигательных действиях всей руки,но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия — максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса?