Копчевский Н.А. «КЛАВИРНАЯ МУЗЫКА: Вопросы исполнения» | PDF

Копчевский Н. А.
«КЛАВИРНАЯ МУЗЫКА: Вопросы исполнения»

Копчевский Н. А. «КЛАВИРНАЯ МУЗЫКА: Вопросы исполнения», 1986 г.
В книге сообщаются сведения об инструментах, их звучании, приемах звукоизвлечения. Рассматриваются проблемы темпа, ритма, динамики, аппликатуры. Специальные разделы посвящены новаторскому характеру аппликатуры И. С. Баха, а также переосмыслению приемов клавирной аппликатуры в более позднем — фортепианном искусстве. Цель работы — помочь стилистически верному исполнению старинной музыки на современном фортепиано.

Содержание
Предисловие
Глава первая  — Инструменты
1. Клавиатура и нотация
2. Клавикорд и чембало
3. Постановка руки. Туше
Глава вторая — Темп и ритм 
1. Проблема темпа
2. Условности записи ритма
3. Точка после ноты. Сочетание пунктирного ритма и триолей
Глава третья — Динамика
1. Общие проблемы
2. Инструментовочные оттенки
3. Мелодические оттенки
Глава четвертая — Аппликатура
1. Принципы клавирной аппликатуры в историческом развитии
2. Новаторские черты аппликатуры И. С. Баха (на основе анализа фактуры)
3. Приемы старинной аппликатуры и их новая жизнь в фортепианном искусстве
Литература

 

Памяти И. А. Бpayдо

Предисловие

В наше время старинная клавирная музыка получает широкое распространение. Она звучит на концертной эстраде, по радио и телевидению, все больше проникает в репертуар учебных заведений. Однако вопросы ее исполнения у нас еще недостаточно освещены. О клавирной музыке на русском языке существует очень мало книг и статей — из капитальных работ здесь можно назвать лишь монографию М. Друскина и учебник А. Алексеева (см. в списке лит.: 8 и 1). Статьи же, посвященные ее исполнению, главным образом относятся к музыке И. С. Баха. Основополагающие в этом отношении трактаты старинных авторов не переведены пока на русский язык и потому остаются недоступными для советского читателя (исключение составляет книга Ф. Куперена — см.: 12), их издания на языках оригиналов труднодоступны. Малоизвестна также и посвященная этой теме западная специальная литература XIX—XX веков.
Цель настоящей работы — познакомить читателей с некоторыми чертами старинной клавирной музыки и особенностями тех инструментов, на которых она исполнялась, чтобы помочь пианистам по-новому подойти к целому ряду исполнительских проблем. Это темп, ритм, динамика, аппликатура, а также тесно связанные с ними артикуляция и агогика.
Клавирная музыка — явление сложное, многоплановое. Эта музыка была распространена во всей Европе XVI—XVIII веков и в определенной степени отражала особенности национальных культур разных стран. За несколько столетий клавирная музыка претерпела интенсивное развитие — от примитивных образцов до сложнейших музыкальных форм. В ней постепенно происходил процесс кристаллизации средств выражения, присущих именно клавиру, — создавалась клавирная фактура, формировалась специфическая клавирная техника и т. д. Процесс развития протекал в разных странах по-разному. Изучая его, можно обнаружить взаимовлияния культур. Рамки данной работы не позволяют показать историческое развитие клавирной музыки (см. об этом: 8) или дать какие-то временные срезы, обнаруживающие состояние клавирной музыки в разных странах в определенную эпоху. Наша задача — дать обобщенное представление о клавирной музыке. Везде, где можно, мы даем слово самим Мастерам: их голоса для нас — «самое авторитетное свидетельство, а если их высказывания подчас противоречат друг другу, — то это живой спор крупных музыкантов, отражающий сложность и противоречивость самой музыкальной жизни. Высказывания «каждого музыканта относятся в первую очередь к его эпохе (и к его стране), распространять их на музыку других эпох и стран допустимо лишь с известной осторожностью. И здесь очень важно отметить, что по отношению к такой зыбкой теме, как исполнение старинной музыки, стремление искать, истину в конечной инстанции могло бы оказаться весьма сомнительным занятием. Скорее здесь можно говорить о поисках каких-то тенденций в исполнении, тем более что эту музыку — вплоть до XVIII века — характеризует по преимуществу не законченность или фиксированность, а, наоборот, — импровизационность, ощущение живого, все время обновляющегося» звукового потока.
Вне рамок нашего рассмотрения остался целый ряд важных вопросов» (по преимуществу тех, которые уже получили освещение в нашей литературе). Наметим эти вопросы и укажем источники, к которым рекомендуем читателю обратиться.
1. Орнаментика. Капитальное освещение вопроса дается в кн.: Бейшлаг А. Орнаментика в музыке.— М., 1978. Подробный анализ роли» орнаментики в музыке XVIII века во взаимодействии с динамикой, артикуляцией, ритмическими особенностями произведен в кн.: Schmitz H.— Р. Die Kunst der Verzierung im 18. Jahrhundert: Instrumentale und vokale Musizi-erpraxis in Beispielen.— Kassel—Basel. 1965. Тезисное изложение основных положений дано в статье: Копчевский Н. Книга А. Бейшлага и современна наука об орнаментике (послесловие к упомянутой книге Бейшлага).
2. Музыкально-pиторические фигуры. Большое количество примеров из инструментальных сочинений И. С. Баха приведено в кн.: Друскин Я. Про риторичнi прiйоми в музицi И. С. Баха.— Киiв, 1972. Проблема освещена в кн.: Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы. — М., 1983.
3. Артикуляция. Проблемы артикуляции частично рассматриваются; в нашей работе — в связи с динамикой и аппликатурой (гл. 3 и 4). Всесторонняя разработка теории артикуляции содержится в кн.: Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). — Л., 1961. (См. также: 7, 56) Браудо, в частности, показывает принципиальную допустимость множественности артикуляционных вариантов (это подтверждается, например, исполнительской? практикой Г. Гульда).
Для знакомства с самой клавирной музыкой — в ее разных аспектах — поучительным может оказаться обращение к составленной автором книги антологии «Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI— XVIII веков»: вып. 1 (Испания, Португалия, Нидерланды). — М., 1975; вып. 2 (Англия, Германия). — М., 1976; вып. 3 (Италия, Франция). —М.,. 1977. (При отсылках мы применяем для этих выпусков сокращения: К I,. К II, К III; последующие цифры указывают страницы). Эти сборники дают-картину развития клавирной музыки от ее истоков («Эстампи» из «Робертс-бриджского кодекса», 1325) до середины XVIII века, показывая также миграцию музыки из одной страны в другую. Там же содержатся краткие исторические и биографические очерки.
Помимо ссылок на эти выпуски, мы — чтобы избежать чрезмерного количества нотных примеров — привлекали главным образом материал, который имеется у всех под рукой: клавирные сочинения И. С. Баха, в первую очередь «Хорошо темперированный клавир» (сокр.: ХТК I, ХТК II), партиты, сюиты.

Копчевский Н. А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. — М.: Музыка, 1986.— 96 с., нот. (Вопр. истории, теории, методики)., стр. 3-4

 

Большая благодарность Елене Степановне А. за предоставленный материал!

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.