Мосин И. Э. Творческая работа в концертмейстерском классе
Мосин И. Э. Творческая работа в концертмейстерском классе (2017)
Учебно-методическое пособие «Творческая работа в концертмейстерском классе» (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам) — фортепиано, квалификации: «артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель». В книге разбирается работа концертмейстера над камерным и оперным репертуаром, с солистом-инструменталистом, с хором на примере произведений Рахманинова, Верди, Чайковского, Дебюсси, Чеснокова.
ВСТУПЛЕНИЕ
О работе концертмейстера до сего времени сказано и написано не так много. Между тем множество пианистов — выпускников музыкальных училищ и вузов — каждый год приступают к практической работе в этой области и сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Являясь в течение ряда лет преподавателем данного предмета и имея опыт как в практической, так и в преподавательской деятельности, я решил поделиться опытом и оказать посильную помощь как студентам, изучающим этот предмет, так и начинающим свой путь в этой области музыкального искусства пианистам.
В музыкальной среде зачастую бытует мнение, что работа концертмейстера не является чем-то важным, что, выступая в ансамбле с вокалистами, инструменталистами или тем более с хоровым коллективом, пианист выступает лишь в роли простого аккомпаниатора. Но при этом забывается главное — любой композитор при написании музыкального произведения слышит и мыслит его как целое, а не как две составляющие: партию солиста — так сказать, «главную», и партию концертмейстера — «второстепенную». Но если исходить из того, что две эти партии есть две составляющие одного целого, то становится понятно, что оба музыканта, и солист и пианист, в художественном смысле являются равноправными партнерами. «Мастерство концертмейстера, — пишет М. Смирнов, — глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также досконального знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой». Как же начинается знакомство с этой профессией?