Спектор Н. «Фортепианная прелюдия в России» | PDF

Спектор Н.
«Фортепианная прелюдия в России»
(Конец  XIX — начало ХХ века)

Спектор Н. ФОРТЕПИАННАЯ ПРЕЛЮДИЯ В РОССИИ (конец XIX — начало XX кева), 1991 г.
Автор рассматривает некоторые вопросы теории и истории жанра прелюдии, свойства прелюдии, говорит о возникновении ее в русской фортепианной музыке, о музыкальных и общекультурных условиях ее бытования в России в конце XIX - начале XX века, анализирует прелюдии А. К. Лядова, С. В. Рахманинова, A. H. Скрябина.

 

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Некоторые вопросы теории и истории
1. Свойства жанра прелюдии в фортепианной музыке
2. Предпосылки возникновения прелюдии в русской фортепианной музыке
Русская классическая прелюдия
1. А. К. Лядов .
2. С. В. Рахманинов
3. А. Н. Скрябин
К вопросу о поэтике русской классической прелюдии (вместо заключения)
Приложение 1 Страницы предыстории
Приложение 2
Прелюдии-картины или Etudes-tableax Рахманинова
Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ
Жанр прелюдии, насчитывая едва ли не пять столетий в западноевропейской музыке, к концу XIX века вошел в русскую, казалось бы, внезапно 1.

[1 24 прелюдии с фугой Л. Гурилева, написанные в 1810 году, можно отнести к предыстории русской фортепианной прелюдии (см. Приложение).]

На протяжении трех десятилетий 2 русские композиторы достигли подлинно классических высот в этой области.

[2 Первые прелюдии созданы Лядовым в 1870-х годах; в 1880-х годах в этом жанре начал работать Скрябин. Две прелюдии Глазунова датированы 1888 и 1894 годами, прелюдия Танеева — 1894 (?). В том же году Римский-Корсаков сочинил прелюдию-экспромт: 1892 год ознаменован появлением прелюдии ор. 3, cis-moll Рахманинова (после двух юношеских без обозначения опуса), позднее ставшей первой в тетради двадцати четырех (прелюдии ор. 23 и 32, над которыми композитор работал соответственно в 1901 и 1910 годах). Дань этому жанру отдали Кюи (25 прелюдий—1905), Аренский, Гречанинов, Пахульский, Станчинский.]

Прелюдии Лядова, Рахманинова и Скрябина заняли постоянное и почетное место в концертном и учебном репертуаре пианистов.
Появление русской классической прелюдии связано с теми собственно музыкальными и общекультурными условиями, в которых этот жанр смог привиться на почве русской музыки именно в конце минувшего и начале нынешнего столетий. «Историко-культурный подтекст» (Назайкинский) развития прелюдии как явления русской классики представляет собою сложный и многоуровневый комплекс. В нем совмещены особенности прелюдии как жанра, на протяжении своего существования претерпевающего значительные изменения, а также самые различные ее «родовые» связи с лирикой как таковой.
Первый из названных аспектов включил в себя целый ряд факторов. Это постоянное обновление образности, соответствующей той или иной эпохе, художественному направлению, национальным особенностям, авторской индивидуальности. Не менее важно и то, что прелюдия стала воплощением (притом часто ярчайшим) разных типов музицирования, исторически и музыкально складывавшихся в фортепианной культуре вообще. В свою очередь это обусловило процесс ее взаимодействия с другими жанрами. Русская же классическая прелюдия в целом как «художественное открытие» (Мазель) вошла в контекст развития музыкальной лирики. Что касается соотнесения прелюдии с лирикой внемузыкальной, то здесь следует отметить встречное движение друг к другу поэзии и музыки, особенно многообразно проявившееся в эпоху романтизма и в высшей степени присущее символизму. Таким образом, феномен русской классической прелюдии побуждает к выявлению своеобразия ее поэтики в контексте фортепианной культуры, развития жанра, его индивидуального композиторского претворения и шире — рода лирики вообще.
Поскольку золотой фонд русской прелюдии, представленный пьесами Лядова, Рахманинова и Скрябина, соотнесен с одним временем, становится возможным установление общности этих разнообразнейших произведений. В их родственных чертах отчетливо прочерчены единые национальные, эпохально-исторические координаты культурной атмосферы России от конца XIX века до Великого Октября, а также ориентация композиторов на природу жанра прелюдии.
Все эти положения автор настоящей работы пытается если не разъяснить, то, во всяком случае,— обозначить.

Спектор Н. А. Фортепианная прелюдия д России: конец XIX — начало XX века.— М.: Музыка, 1991.— 78 с. (Библиотека музыканта-педагога), стр. 3-4

Большая благодарность Елене Степановне А. за предоставленный материал!

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.