Чюрлёнис М. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Микалоюса Чюрлёниса

Чюрлёнис М. К. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ BESACAS
Чюрлёнис М. К. ДВЕ ФУГЕТТЫ
Чюрлёнис М. К. МАТУШКА, СПАТЬ ХОЧУ
Чюрлёнис М. К. МОРЕ_ Цикл пейзажей, ор.28 №№1-3
Чюрлёнис М. К. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Чюрлёнис М. К. Ноктюрн, ор.4 №1
Чюрлёнис М. К. ОСЕНЬ
Чюрлёнис М. К. ОТЧЕ НАШ, ор.17 №1
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 15 № 2
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 16 № 2
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 16 № 3
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 22 № 3
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 26 № 3
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 31 № 1
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор. 33 № 3
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор.30 № 2
Чюрлёнис М. К. ПРЕЛЮДИЯ, ор.33 № 4
Чюрлёнис М. К. СОЛОВЕЙ, ор. 19 № 3
Чюрлёнис М. К. ТРИ ПРЕЛЮДИИ
Чюрлёнис М. К. ФУГА, ор.34
Чюрлёнис М. К. Я ПОСЕЯЛА РУТОЧКУ
Чюрлёнис М. Юмореска, ор.3 № 2

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА
М. К. ЧЮРЛЁНИСА

Творчество литовского композитора и художника Микалоюса Констаитинаса Чюрлёниса (1875—1911), чрезвычайно богатое смелыми замыслами, ориги­нальными идеями в плане содержания и выражения глубоко едино по мироощущению, своеобразной психологически-эмоциональной окрашенности. Эти свойства характеризуют все наследие Чюрлёниса, поэтому встречающееся поныне представление о ге­ниальном художнике, сочинявшем также неплохую музыку, нуждается в существенных уточнениях.

В фортепианном творчестве, охватывающем свы­ше 200 произведений, Чюрлёнис-композитор про­явил себя наиболее самобытно, успев разработать свой полифонический стиль (ввиду основополагаю­щей роли контрастного контрапункта его можно назвать принципиально бимелодическим), сущест­венно обновив жанр прелюдии и форму вариаций. Эти достижения, а также интереснейшие находки в сфере ритмики, ладотонального и структурного мышления, запечатленные в подлинно творческом высказывании, делают зрелые фортепианные произ­ведения М. К. Чюрлёниса примечательным вкладом в европейскую музыку начала XX века.

Быстрая эволюция фортепианного стиля Чюрлё­ниса отражается в данном сборнике. Открывающая его пьеса относится к первым шагам композитора после окончания Варшавского музыкального инсти­тута. Он сочинял тогда для фортепиано прелюдии, маленькие мазурки, и приводимый «Музыкальный момент» имеет соответствующие, жанровые признаки. По стилю эта пьеса традиционна, однако уже здесь проявляются некоторые черты, характерные для Чюрлёниса в будущем, широта линий и мелодизация всей фактуры, стремление не к блеску или эффектности, а к искренности и простоте.

Прелюдии лета 1901 года, созданные Чюрлёнисом в родной местности Друскининкай, — исполненная теплоты романтическая пейзажная лирика, пронизанная литовскими народно-песенными интонация­ми. Простота выражения сочетается в этих сочине­ниях с некоторой изысканностью линеарно-мелоди­ческого, ладового, структурного планов (см. особенно ВЛ №№ 187, 188).

Романтизм прелюдий 1904—1905 годов (включая пьесы «Осень», «Отче наш», «Соловей») отмечен уже значительно более своеобразной и заостренной вы­разительностью гармонии, ритмики, фактуры. В это время были написаны прелюдии и циклы вариаций, в которых Чюрлёнис применил изобретенную им тональную серийность (см. в данном Сборнике Вари­ации на тему besacas и предшествующие Две прелю­дии). Ведущий или контрапунктирующий тематизм в этих произведениях, а зачастую и сквозное раз­витие основной мелодической линии представляют собой многократное проведение неизменного ряда из нескольких звуков. IV вариация цикла на тему besacas [B-e-es-a-c-a-es — «музыкальные» буквы из имени друга композитора, польского художника Болеслава Чарковского] серийна даже но форме — интервалика семизвучного ряда определяет последовательность секвентных проведений темы в басу; в V вариации выступает ракоходное обращение ряда и т. д.

В прелюдиях 1906—1907 годов Чюрлёнис при­меняет новые, искусственные лады (напр., ВЛ № 302), обогащает свою контрастную полифонию приемами полиметрии и полиритмией «дыхания» фраз, изысканным сочетанием интонаций наимень­шей (хроматической) и просторной интервалики (ВЛ № 310), особой пластичностью широких мело­дических линий. Выразительностью контрапункта отмечены также маленькие, непритязательные об­работки для фортепиано литовских народных песен, предназначавшиеся Чюрлёнисом для домашнего или педагогического репертуара.

Цикл «Море» (1908) принадлежит к сочинениям, в которых сам композитор видел нечто «свое» и «новое». Помимо ладотональных и прочих упоминав­шихся уже особенностей стиля отметим, что ритми­ческий элемент здесь тесно и своеобразно связан с динамическим и линеарным: дробление и укрупне­ние длительностей создают естественные ускорения и замедления больших волн в 1 и III частях. Во II части изысканный контрапункт заполняет много­пластовое пространство арабесками и колористиче­скими мазками, словно живописную картину. Это произведение (не связанное с одноименной симфо­нической поэмой Чюрлёниса) было впервые испол­нено как «цикл маленьких пейзажей» на 46-м Вечере современной музыки в Петербурге в начале 1909 го­да; потом — в 1912 году на чествовании памяти ком­позитора в Малом зале Петербургской консервато­рии. В. Каратыгин писал тогда: «Любопытно разра­ботанные „фоны”, на них мелодические рисунки, в которых как-то удивительно остро выдвинуто именно преобладание орнаментально-графического течения мелодических линий…»

Обращение Чюрлёниса к более традиционным формам представляют его фугетты. В них, как и в прозрачной четкости структуры многих последних прелюдий, просматриваются, наряду с романтиче­скими, неоклассические черты стиля. Однако в боль­шой фуге b-moll автор не придерживается классиче­ских канонов, строя экспозицию на тритоновых то­нальных отношениях, обусловленных тональным своеобразием темы, а в дальнейшем всю драматур­гию сочинения — на преосмыслениях темы, сопро­вождаемой все новыми контртемами и свободными голосами. Затаенно-напряженная эмоциональность и интеллектуальная сосредоточенность этой фуги, монументальный ее характер и богатство выразительных деталей взаимосвязаны глубоким внутрен­ним единством содержания, оригинальной цельно­стью формы.

Прелюдии 1908—1909 годов представляют наи­более зрелый и, увы, завершающий этап творчества композитора. Прежние поиски и склонности кри­сталлизируются в ясных, четких формах; порывы фантазии и строгая логика изложения, по видимо­сти импровизационное, непосредственное, и в то же время интеллектуально тонкое высказывание, кон­центрация экспрессии при высокой содержательно-­смысловой нагрузке каждой ноты и всех элементов структуры делают эти небольшие пьесы выдающими­ся явлениями музыкального искусства.

Несмотря на свои достоинства, фортепианные сочинения Чюрлёниса долгое время были известны лишь узкому кругу музыкантов. Только в 1925 году вышли из печати 37 произведений в четырех тетра­дях под редакцией С. Шимкуса (в комментариях это издание обозначается сокращенно: СШ 1925). В 1944 г. были изданы две пьесы под редакцией Я. Чюрлёните комментариях: ЯЧ 1944), а в 1957 году появился, также под редакцией Я. Чюрлёните, наиболее крупный и значительный по содержанию сборник, охватывающий 79 фортепианных сочинений разных жанров (ЯЧ 1957). В сборник обработок народных песен, изданный под редакцией Я. Чюр­лёните в 1959 году (ЯЧ 1959), вошли, наряду с хо­ровыми, и фортепианные обработки. Ряд произведе­ний опубликован в сборнике «Фуги, каноны и пре­людии» 1965 года (ЯЧ 1965).

Поскольку многие сочинения типа прелюдий не имеют в рукописях авторских названий, а тонально­сти часто повторяются, Я. Чюрлёните Предприняла в первом своем сборнике (1957 г.) важную попытку ориентационного упорядочения, распределив про­изведения брата на хронологические группы — ус­ловные опусы, с дополнительной нумерацией внут­ри них. Позднее автором этих строк был составлен список музыкальных произведений М. К. Чюрлё­ниса, по которому все фортепианные сочинения (не только входящие в ЯЧ 1957) получили иденти­фикационные порядковые номера.

Настоящий сборник, издаваемый в ознаменова­ние столетия со дня рождения композитора, состав­лен так, чтобы по возможности всесторонне охва­тить фортепианное наследие Чюрлёниса, как в жан­ровом, так и хронологическом отношении. При сочи­нениях, входивших в издание 1957 года, сохраняются обозначения опусов Я. Чюрлёните (помечено ЯЧ); при всех сочинениях указывается их идентифика­ционный номер по упомянутому уточненному списку произведений Чюрлёниса (помечено ВЛ).

Названия приводимых в сборнике произведений имеют различное происхождение. Лишь некоторые из них указаны в автографах (ВЛ №№ 186—188, 256, 281, 316, 317, отчасти 265); иные известны по воспоминаниям близких композитора (ВЛ №№ 260, 264, 268), относятся к формам произведений (фуги, вариации)’ или основываются на традиции прежних изданий; название первой пьесы сборника предло­жено редактором-составителем. Группировка сочи­нений под дополнительными заголовками также при­надлежит составителю.

Новая редакция публикуемых сочинений была сделана на основе сохранившихся и доступных редактору рукописей композитора. Качество этих руко­писей, почти исключительно карандашных, а порой просто черновых, определило как задачи редактора, так и конечное соотношение «авторского» с «редак­торским», которое исполнителю должно быть извест­но.

Фортепианные сочинений Чюрлёниса, за исклю­чением трех ранних пьес, не издавались при жизни автора, следовательно, не отшлифовывались им в окончательном виде, порой даже не записывались до конца. Реставрацией таких сочинений, восстанав­ливая репризы или дописывая концовки, занимались уже редакторы прежних изданий (С. Шимкус, осо­бенно Я. Чюрлёните). В данном сборнике такие репризы, вставки, концовки выделены мелкостью нот; почти все они принадлежат редактору-состави­телю и специально оговариваются лишь в случае заимствования из другого сборника.

Ключевые и случайные альтерационные знаки создают в текстах Чюрлёниса немало редакционных проблем. Явно пропущенные знаки, так же как нечеткие ноты, легко устанавливаемые или уточняе­мые из контекста, исправляются без оговорок. Знаки, необходимость которых менее очевидна, проставле­ны в квадратных скобках. Некоторые подобные слу­чаи специально оговариваются в комментариях.

Штриховые, динамические, темповые обозначе­ния — исключительная редкость в нотных рукописях Чюрлёниса. В данном сборнике все авторские указания сохранены и отмечены в комментариях. Остальные, т. е. не отмеченные указания принад­лежат редактору или относятся (особенно темпы) к традиции прежних изданий (имеющиеся в ЯЧ 1957 метрономические определения темпов приво­дятся в комментариях). Динамика и лигатура про­ставлены с учетом структуры музыкальной мысли, а также формы целого; эти указания могут рассматриваться как рабочие предложения редактора, осно­ванные на собственном опыте исполнения сочинений Чюрлёниса. Аппликатура помечена редактором так­же не столько в инструктивных целях, сколько ориентационно — в качестве совета молодым исполнителям. Тем более ориентировочны указания педа­лизации.

В. ЛАНДСБЕРГИС

Из аннотации к сборнику М.К. Чюрлёниса «Фортепианные произведения»

Чюрлёнис М. «Фортепианные произведения»

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.