Г.Гермер «Как должно играть на фортепиано»

Г.Гермер «Как должно играть на фортепиано»

Г. Гермер «Как должно играть на фортепиано»

Факсимильное воспроизведение издания 1889 г. со вступительной статьей С. Мальцева. Санкт-Петербург 2002.

О КНИГЕ Г.ГЕРМЕРА «КАК ДОЛЖНО ИГРАТЬ НА ФОРТЕПИАНО»

— Г. Гермер?.. Гм…

— А! Это, видимо, составитель сборника этюдов для начинающих — всем известного «Черни — Гермера», — догадается имеющий некоторое представление о фортепианной педагогике читатель. — Но зачем нам читать его книгу о фортепианной игре? Наверняка она уже безнадёжно устарела, а наши молодые виртуозы и так уже впереди планеты всей!

Согласимся: и виртуозы наши впереди, и пианизм действительно прогрессирует — по меньшей мере в виртуозно-техническом отношении. Тезис этот сегодня уже стал трюизмом в работах, посвящённых проблемам воспитания пианистов. И в самом деле: если в 19 веке какой-нибудь «Мефисто-вальс» Листа, как идёт молва, был по зубам всего трём-четырём пианистам, то сегодня его играют рядовые студенты консерваторий, а то — и даже училищ.

И всё-таки вопрос о технической оснащённости современного пианиста отнюдь не так однозначен и прост, как это может показаться на первый взгляд.

Титульная

Трудно определить, как на самом деле играли выдающиеся виртуозы 19 века. Поскольку звукозаписи тогда не было, приходится судить об этом по косвенным данным. И среди них есть совершенно бесспорные, которые не могут не заставить задуматься. Так, терции в фортепианной партии финала Большого концертного дуэта Вебера для кларнета и фортепиано ор.48 исполнимы на пределе технических возможностей лучших современных виртуозов — это хорошо знают все, кому приходилось играть этот дуэт. А ведь это всего лишь камерное сочинение, отнюдь не предполагавшее специальной демонстрации фортепианной виртуозности. Оригинальные метрономические указания шопеновских этюдов очень быстры. Такой второстепенный, как нам сегодня кажется, пианист старой школы, как Ф.Калькбреннер, обнаруживший в своё время технические недостатки в игре Шопена и бравшийся их. устранять в течение трёх лет, был в техническом отношении с Шопеном по меньшей мере сопоставимым. Во всяком случае сам Шопен, уже к тому времени сочинивший и виртуозно исполнявший свои этюды, признавался: «он единственный, у кого я не достоин развязать ремень обуви».3 Не забудем к тому же и то, что виртуозы 19 века были не только исполнителями чужой музыки, но и композиторами и великолепными импровизаторами. Каждый, кто хотя бы перелистал 444 страницы фортепианной школы И.Н Гуммеля, понимает, что создать её мог только великий виртуоз-импровизатор, — не случайно Шопен назвал его в набросках к своей фортепианной «Методе» самым осведомлённым человеком в области аппликатуры. Виртуозность Листа (вспомним о первой редакции его этюдов!) и сегодня была бы несравненна. «По моему мнению, ни один современный пианист даже не приближается к великому Рубинштейну, которого мне приходилось не раз слышать. Возможности фортепиано далеко не исчерпаны; пока это произойдёт, перед пианистами настоящего и будущего будет стоять огромная цель: сравниться в своём искусстве с Рубинштейном и другими великими мастерами фортепиано. Верно, что общий уровень пианизма поразительно поднялся; он был достаточно высок и во времена Рубинштейна» — так охарактеризовал пианистический уровень С. Рахманинов в 1919 году.

Всё это заставляет нас с большей серьёзностью отнестись к старым фортепианным школам, благодаря которым этот уровень достигался. Центральной фигурой в области методики фортепианного обучения, конечно же, был Карл Черни — этот воспитатель гения фортепианно Ф.Листа и «всеобщий» учитель фортепианной техники. Его Большая фортепианная школа и свыше 800 опусов этюдов, мимо которых не проходит сегодня ни один обучающийся фортепианной игре, до сих пор остаются непревзойдённым вкладом в развитие виртуозности. «Никак нельзя сегодня недооценивать Черни», — говорил к столетию со дня рождения К.Черни И.Брамс. Десятилетия спустя ему вторили многие выдающиеся музыканты 20 века.  Повторим это вслед за ними и мы. Читать далее

 

Рекомендуем:

Терентьева Н. Карл Черни и его этюды (1999)

Шитте Л. (ноты)

Николаев А. А. Муцио Клементи (1983)

Педагогические и эстетические принципы Г.Г. Нейгауза

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *