Ж. Бизе. Письма
Бизе Ж. Письма (1963)
Бизе и его письма
Высказывания большого художника о своих творческих исканиях, идеалах, воззрения его на искусство, на окружающий мир — все, что проливает свет на становление его личности и дает проникнуть в творческую лабораторию, — всегда представляет огромный интерес. Этот интерес тем больше, чем ближе, чем дороже нам наследие художника.
Среди композиторов мало кто пользуется столь широкой популярностью, как Жорж Бизе, — создатель бессмертной «Кармен». Как-то трудно себе представить, что прошло уже свыше 120 лет со дня рождения Бизе и 85 лет со времени появления «Кармен», музыкой которой Бизе и сегодня говорит с нами «как живой с живыми». Легко и прочно вошла «Кармен» в русскую музыкальную жизнь. Она обрела среди русских музыкантов своих восторженных поклонников, в русской музыкальной публицистике— своих горячих пропагандистов. И если русская музыкальная историография не выдвинула ни одного значительного исследования, посвященного жизни и творчеству Бизе, то советское музыкознание восполнило этот пробел, посвятив великому драматургу-реалисту ряд содержательных монографий — М. Брук, Ю. Крем-лева, И. Соллертинского, А, Хохловкиной.
В зарубежной музыкальной историографии исследований о жизни и творчестве Бизе довольно много, но и число их, и обстоятельность мало соответствуют известности лучших творений Бизе и тому месту, которое он занимает в развитии музыкальной культуры. Большинство исследований о Бизе принадлежит французским музыковедам, что вполне естественно. Однако примечательно, что эти работы появились лишь значительное время спустя после смерти Бизе, хотя на внезапную кончину композитора в ночь на 3 июня 1875 года (ровно через три месяца после премьеры «Кармен») горячо. взволнованно откликнулись в статьях-некрологах многие выдающиеся французские музыканты и критики.