Елизавета Арташесовна ТУМАНЯН родилась в Москве. Окончила Московскую консерваторию по классу, композиции у Н. И. Пейко.
Жанры, в которых работает Е. Туманян, разнообразны. Среди сочинений — Largo, Скерцо для симфонического оркестра, фортепианный концерт, струнный квартет, «Свободные вариации» для фортепиано, пьесы для двух труб на армянские народные темы, романсы на стихи Р. Бернса; музыка для кино, телевидения, радио, театра.
Много внимания композитор уделяет и сочинениям для детей. К их числу относятся кантаты: «Планета Тишина», «Кем быть?» (на стихи В. Маяковского), цикл детских хоров a cappella, песни.
К фортепианной детской музыке Е. Туманян обращалась не раз — ей принадлежат пьесы, созданные на материале русских народных детских песенок, а также цикл пьес, в основу которых положены армянские народные песни. Уже эти пьесы отличает лаконизм выражения, отсутствие «пышной» фактуры, стремление передать мысль наиболее экономными средствами. Эти же особенности характеризуют и детские пьесы, опубликованные в настоящем сборнике.
Многое в фортепианной музыке Е. Туманян связано с ее работой в детском театре и кино: желание всегда оттолкнуться от образной, театрально-зрелищной стороны. Все пьесы сборника пронизывает песенное начало. В этом отношении показательна и очень своеобразна сюита «Мой-додыр». В основе каждого из включенных в нее номеров — знакомый всем ребятам текст. Разучивая пьесу, маленький пианист может пропеть ее мелодию, что в значительной степени облегчит усвоение музыки.
Целый ряд пьес связан также и с народной мелодикой (пьесы на темы из этнографического сборника знаменитого армянского композитора и фольклориста Комитаса). Много пьес в танцевальных ритмах (Лисичкин вальс, Вальс маленькой балерины, Танец на пуантах, Этюд-лезгинка, Мини-полька).
Звуковые задачи, которые автор ставит в пьесах, достаточно простые. Но уже на этом этапе применяется педаль, а также мягкие смешения красок на полупедали.
В пьесах Е. Туманян отсутствуют стандартные фактурные приемы: очень редко встречается схематическое разделение на мелодию и аккомпанемент. Каждый раз фактура как бы заново придумывается в зависимости от содержания, от развития музыки. С этим, например, бывает связана и педагогическая задача активизировать левую руку. Даже в несложных пьесах партия левой руки пронизана подголосками, нередко ей поручается исполнение мелодического голоса.
Часто композитор дает интересные полифонические решения: в пьесах на темы из сборника Комитаса вся ткань наполнена подголосочной полифонией. Встречаются и специально полифонические пьесы (канон «Друг за другом мы идем», Хорал и фуга). Обогащению слуха способствуют и такие приемы, как например, остинато (Мишка косолапый), игра в непривычном метре (5/4 — Песня в горах), синкопы (Птичий праздник).
Пьесы Е. Туманян открывают перед ребенком богатый мир образов. И эти образы, почерпнутые из мира сказок или из окружающей действительности, ненавязчиво помогут ученику приблизиться к пониманию и разрешению достаточно сложных музыкальных и пианистических проблем.
И. Копчевский
[Аннотация из сборника Е. Туманян «Детский альбом» (1983 г.)]