Бирмак А. «О художественной технике пианиста»

Бирмак А.
«О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ ПИАНИСТА»

Бирмак А. «О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ ПИАНИСТА», Издательство «Музыка», 1971 г.

Предлагаемая работа профессора Ариадны Владимировны Бирмак освещает ряд проблем развития фортепианной техники с позиций научных данных. Все положения подкреплены высказываниями выдающихся мастеров пианистического искусства и основываются на многолетнем артистическом и педагогическом опыте автора. Книга содержит ценные рекомендации и практические советы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
От автора 
Введение. О механистической и художественной фортепианной технике 
Глава I. О свободе пианистического аппарата
Глава II. Психофизиологические основы художественной техники пианиста 
Глава III. О структуре и функциях пианистического аппарата 
Глава IV. О методе воспитания художественной техники 
Приложение. И. Северцова. О профессиональных заболеваниях пианистов и их лечении 
Список литературы 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор этой книги профессор Ариадна Владимировна Бирмак принадлежит к старшему поколению советских пианистов. Она училась еще у А. Н. Есиповой и уже в юные годы, часто выступая в сольных и симфонических концертах, получила известность как превосходная пианистка. Глазунов в своем письме к ней выражает восхищение исполнением его Первого фортепианного концерта (под управлением автора).

По окончании Петроградской консерватории, в 1921 году А. В. Бирмак была выдвинута на премию, наряду с В. В. Софроницким и М. В. Юдиной. Уже будучи педагогом, она в 1926-1927 годах совершенствовалась в Берлине у Артура Шнабеля, отозвавшегося о ней как о превосходном художнике, а затем у Леонида Крейцера, писавшего, что он «был поражен художественностью ее исполнения». Впоследствии (с 1933 года) она периодически консультировалась у Г. Г. Нейгауза, который также высоко ее оценил и особенно отмечал ее виртуозное исполнение «Петрушки» Стравинского.

Однако вскоре А. В. Бирмак покинула эстраду из-за болезни и всецело отдалась преподавательской работе. Пытливо изучая методы крупнейших мастеров и постоянно совершенствуя свой метод, она зарекомендовала себя в числе лучших педагогов Ленинградской консерватории.

После возвращения А. В. Бирмак из эвакуации Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР в 1947 году направил ее в Ташкент для повышения фортепианной культуры Узбекистана.

В Ташкентской консерватории А. В. Бирмак возглавляет фортепианную кафедру, занимается со студентами, читает лекции по истории и теории пианизма, систематически ведет методическую работу с педагогами, делая много докладов. В Ташкенте, после большого перерыва, она с большим успехом вернулась к концертным выступлениям.

В 1958 году А. В. Бирмак возвратилась в Ленинград и сосредоточила свое внимание на научно-методической работе, плодом которой явилась настоящая книга. Давнишний интерес автора к областям науки, связанным с естественной природой «игрового аппарата» — к анатомии, физиологии, психологии — нашел в этом труде основательное отражение.
А. В. Бирмак не ставила перед собой задачу охватить сложнейшие вопросы всесторонне, тем более, что многое в этом направлении уже сделано советскими и зарубежнымй музыкальными учеными и крупнейшими педагогами. Она истолковывает естественные закономерности применительно к пианизму и в этом отношении практически особенно важным представляется введение ею понятий творческой доминанты и координированной свободы.

Главная ценность настоящего труда — в направлении научных предпосылок непосредственно на методику преподавания, на «художественную технику», на само исполнительство. Четвертая глава, с практическими указаниями о конкретной работе над пианизмом, в этом отношении особенно интересна. Здесь автор предстает перед читателями как педагог, глубоко познавший основы пианистического мастерства.

Важным является то обстоятельство, что А. В. Бирмак при изучении и рассмотрении коренных вопросов, связанных с естественной природой игрового аппарата, руководствовалась не только теорией, но и своим многолетним практическим опытом преподавания специального фортепиано, а также и артистическим, как превосходный пианист-исполнитель.
Нет сомнения, что книга А. В. Бирмак внесет существенный вклад в теорию и практику фортепианного исполнительства и будет полезна педагогам, учащимся и концертирующим пианистам.
С. Хентова

 

Большая благодарность Елене Степановне А. за предоставленный материал!

Макуренкова Е.П. «О педагогике В.В. Листовой»

Макуренкова Е.П.
«О педагогике В.В. Листовой»

Макуренкова Е.П. «О ПЕДАГОГИКЕ В.В. ЛИСТОВОЙ»
 М., Музыка, 1971 г.
Книга посвящена жизни и творчеству заслуженного учителя Валерии Владимировны Листовой, отдавшей свыше 60-ти лет детской фортепианной педагогике. Большой интерес представляет запись бесед с Листовой, ее высказывания по различным вопросам педагогики и методики обучения игре на фортепиано.
Валерия Владимировна Листова. 1913 г.

 

«От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему. Таким человеком для многих счастливых учеников, в том числе и для меня, была и навсегда останется Валерия Владимировна Листова. Человек поразительных знаний, необыкновенной широты взглядов, подлинного учительского дара — Валерия Владимировна сумела передать своим ученикам редкую способность сохранить возвышенный взгляд на мир. Святое отношение к музыке, строгость музыкальных суждений, безупречный вкус соединились у Валерии Владимировны в замечательный гармонии с тонким и острым юмором, совершенной простотой и естественностью.
Валерия Владимировна была строга к нам, требовательна. И она нас любила. Ее строгость и требовательность никогда не производили действия обиды. Это была Высшая Справедливость, которую дети прекрасно чувствуют и в которой они нуждаются.»
АНДРЕЙ  ЭШПАЙ

 

Большая благодарность Елене Степановне А. за предоставленный материал!

Ласковский И. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Ивана Ласковского

Ласковский И. МАЗУРКА_ ля мажор
Ласковский И. МАЗУРКА_ си бемоль мажорЛасковский И. Вальс фа-минор

И. Ф. ЛАСКОВСКИЙ (1799—1855)
Иван Федорович Ласковский родился в Петербурге. Общее образование получил в одном из частных пансионов. Сведения о первых музыкальных наставниках Ласковского довольно расплывчаты. Н. А. Титов считал Ласковского учеником Фильда, Ц. Кюи в статье «И. Ф. Ласковский» («СПБ. ведомости» 1874, № 326) пишет: «…неизвестно, у кого он учился первоначальной фортепианной технике. Сам он упоминал, что у него были один за другим три учителя, из которых последним был довольно известный в свое время в Петербурге теоретик Габерцеттель» (автор «Таблиц всех аккордов для облегчения учащимся гармонии и сочинения», 1840).
Ласковский не был музыкантом-профессионалом; его занятия музыкой шли параллельно с военной службой — сначала в Преображенском полку, а потом — в Военном министерстве. Свои ранние фортепианные сочинения, пьесы танцевального характера, Ласковский помещал в выходившем 20-x годах журнале «Северная Арфа».  Этот журнал, вокруг которого группировались видные петербургские музыканты (Д. Салтыков, И. Миллер и др.), заметно  выделялся серьезностью своего направления и художественным качеством печатаемых в нем произведений. Фортепианные миниатюры Ласковского быстро распространялись и становились популярными в кругах любителей музыки, о чем можно судить по содержанию рукописных тетрадей и альбомов того времени.
В начале 30-х годов Ласковский близко сошелся с скрипачом и музыкальным деятелем А. Львовым; через него он, «познакомившись с Виельгорским, попадает в центр тогдашнего лучшего, самого образованного общества» 1. Весьма возможно, что как раз в эти годы установились творческие и дружеские связи Ласковского с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским и В. Ф. Одоевским. Творческое содружество с Глинкой нашло отражение в совместном участии в подготовке издания музыкального журнала в 30-х годах. Известно также, что Глинка включил в издававшийся им в 1839 году «Сборник музыкальных пьес» ряд фортепианных сочинений Ласковского.

[ 1«Спб. ведомости» 1874, № 326.]

Высоко ценил Ласковского А. С. Даргомыжский, считавший его одним из «лучших и истинных артистов». Ласковский был превосходным пианистом. По отзывам современников, игра его отличалась мягким и задушевным характером. Свою исполнительскую деятельность Ласковский ограничивал выступлениями главным образом в домашних концертах петербургских любителей музыки.
При жизни Ласковского его фортепианные сочинения издавались сравнительно редко. Некоторые из них были напечатаны в издававшемся Ласковским совместно с Норовым «Лирическом альбоме на 1832 г.», в «Музыкальном альбоме на 1831 г.» И. Романуса, в «Музыкальном альбоме на 1834 г.» К. Майера и др., а также выходили отдельными изданиями.
В большей своей части фортепианное творчество композитора оставалось неизвестным широкой публике. Лишь после его смерти, по инициативе и под редакцией М. А. Балакирева, были изданы два тома фортепианных сочинений Ласковского, куда были включены вальсы, баллады, этюды, вариации, мазурки и др. Однако целый ряд фортепианных сочинений Ласковского де вошел в это издание. Среди них фортепианная соната, сочиненная композитором в начале 40-х годов, о которой содержится упоминание в периодической печати этих лет.
Помещенные в сборнике фортепианные пьесы Ласковского публикуются по следующим изданиям:
1. iMazourka composee par м-r de Las-kowsky.
«La Harpe du Nord…» Cahier № 2, St. Petersbourg, 1823.
2. Mazourka composee par м-г de Las-kowsky.
«La Harpe du Nord…» Cahier № 11, St. Petersbourg, 1825.
3. Valse composee par m-r de Laskow-sky.
«La Harpe du Nord…» Cahier № 10, St. Petersbourg, 1825.
(Нотный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) .
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

 

Салтыков Д. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Дмитрия Салтыкова

Салтыков Д. АЛЛЕГРЕТТО
Салтыков Д. ВАЛЬССалтыков Д. СИЦИЛИАНАСалтыков Д. ТРИУМФАЛЬНЫЙ МАРШ

 

Д. Н. САЛТЫКОВ (1767—1826)
Дмитрий Николаевич Салтыков—старший сын фельдмаршала Н. И. Салтыкова. Был от рождения слепым. Музыке учился у известного петербургского композитора И. Г. Миллера. Страстно любил музыку и отлично играл на фортепиано. Заметную роль в музыкальной жизни Петербурга первой половины XIX века играли концерты, устраиваемые Д. Н. Салтыковым в своем доме в Петербурге, где выступали известные виртуозы того времени: Фильд, Диц, Ромберг и др. В этих концертах, в которых преимущественно исполнялась классическая инструментальная музыка, Салтыков часто выступал в качестве солиста.
В 1817 году Салтыков был избран почетным членом Петербургского Филармонического общества. Помимо напечатанных в данном сборнике фортепианных пьес Салтыкова, известно об издании им еще нескольких фортепианных произведений.
Среди них: Рондо, Экзерсис, Серенада, Фантазия, Токката и др.
Включенные в сборник пьесы Салтыкова воспроизводятся по следующим источникам:
1. Marche triomphale compose pour le forte-piano en honneur de victoires du general comte de Witgenstein. St. Peters-bourg… Dalmas.
2. Siciliano. «La Harpe du Nord…» Ca-hier № 1, St. Petersbourg, 1822.
3. Valse. «La Harpe du Nord…» Cahier № 4, St. Petersbourg, 1822.
4. Allegretto «La Harpe du Nord…» Cahier № 3, St. Petersbourg, 1823.
(Хранятся в нотном отделе Государственной публичной библиотеки им. M.E. Салтыкова-Щедрина).
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Прач И. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Ивана Прача

Прач И. «ПЕЧАЛЬНЫЙ МАРШ»
Прач И. ‘ТЫ ПОДИ, МОЯ КОРОВУШКА, ДОМОЙ’ _ Русская песня с вариациями, соч. 15

 

ИВАН ПРАЧ
(17… — 1818)

Иван (Иоганн-Готфрид) Прач — чех по происхождению, родился на Украине 1.

[1 Некоторые биографы Прача считают его выходцем из Силезии, впоследствии переехавшим в Россию. Приведенные нами данные, взятые из статьи Ю. Арнольда, «Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристически самостоятельной, русской национальной школы? и на каких данных должна таковая основываться?» («Баян», 1888, № 28) и сообщенные ему одним из внуков Прача, представляются нам более достоверными].

Впоследствии Прач переехал в Петербург, где быстро выдвинулся как композитор и первоклассный педагог. С 1780 по 1790 год и вновь с 1791 по 1795 год он преподавал музыку на клавикордах в Смольном институте, а также был одним из первых учителей фортепианной игры в Петербургской театральной школе (1784 —1786).
С 1810 по 1813 год преподавал в Петербургском воспитательном доме. Богатый педагогический опыт Прача был им обобщен в виде изданной в 1816 году «Полной школы для фортепиано». Ценным вкладом в русскую музыку явилось «Собрание русских народных песен», подготовленное им совместно с Н. А. Львовым и изданное впервые в 1790 году. Фортепианное наследие Прача довольно велико.

Однако большинства его произведений пока не удалось обнаружить. Помимо сочинений, напечатанных в данном сборнике, и сонаты До мажор (1787), опубликованной в «Хрестоматии по истории фортепианной музыки в России» Л. Баренбойма и В. Музалевского (Музгиз, 1949) 2, известно об издании Прачем следующих фортепианных произведений: Аллеманда Мартини с шестью вариациями (1794), Фанданго для клавесина или пиано-форте с непременною скрипкою (1795), Две русские песни для клавесина (1796), 12 вариаций для фортепиано (1802), 12 вариаций на песню «Ах ты Ванька, ты Ванька горюн» (1813).

[2 Кроме того, в «Сборнике фортепианных пьес, этюдов и ансамблей*. ч. П,М.—Л., 1949, была помещена пьеса И. Прача «Тема и вариации».]

Умер Прач в Петербурге в 1818 году.

***
Помещенные в данном сборнике, произведения Прача печатаются на основании следующих изданий:
1. Huit variations sur Pair russe «Ты поди, моя коровушка, домой» composees pour le piano-forte et dediees a monsieur le Baron de Sichliitter…. par son tres hftmble serviteur I. G. Pratsch op. XV a St. Peters-bourg.
2. Печальный марш на погребение тела Его Светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского, сочиненный для форте-пиано Иваном Прачем.
В С.- Петербурге у Пеца, в большой Морской под № 125 (Хранятся в отделе редкостей библиотеки Московской ‘государственной консерватории).
Год издания обоих сочинений (1813) установлен по публикации в «Московских ведомостях», 1814, № 9.
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Гуссаковский А. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Аполлона Гуссаковского

Гуссаковский А. СКЕРЦО

 

А. С. ГУССАКОВСКИЙ (1841—1875)

Аполлон Селиверстович Гуссаковский учился музыке у М. А. Балакирева. После окончания Петербургского университета по естественному отделению он был преподавателем Земледельческого института. Музыкой занимался в 1857— 1862 годах, после чего, отдав себя научно-педагогической деятельности, к музыкальному творчеству не возвращался.
Умер Гуссаковский в 34-летнем возрасте от туберкулеза. Балакирев и Римский-Корсаков считали его в высшей степени одаренным композитором.

Сочинения его, за единственным исключением, не были изданы и хранятся в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Институте русской литературы. Значительную их часть представляют произведения для фортепиано (более 20). Одним из лучших образцов творчества талантливого, но рано погибшего композитора является публикуемое в настоящем сборнике Скерцо Ля мажор, написанное в 1862 году в Геттингене, где Гуссаковский находился в научной командировке. Это произведение посвящено Ольге Васильевне Тиличеевой — будущей жене композитора.
Скерцо в оригинале написано в трехручном изложении. Композитор собирался сделать двухручное переложение, но не успел осуществить, это намерение.
Скерцо печатается в переложении для двух рук и редакции М. А. Гозенпуда.

[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Зыбина С. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Софьи Зыбиной

Зыбина С. МАЗУРКА
Зыбина С. ЭТЮД

С. А. ЗЫБИНА  (18..- 1897)

Софья Александровна Зыбина (урожденная Алединская) родилась в конце 10-х годов XIX столетия.
Училась в Институте благородных девиц (Смольном). Была даровитой пианисткой и певицей*.

[* В институтские годы Зыбина (тогда еще — Алединская) под управлением Глинки исполнила с оркестром песню Вани из «Ивана Сусанина».]

Преимущественно выступала в концертах петербургских любителей музыки, участвуя в исполнении популярных в то время фортепианных ансамблей (с 30-х и до конца 50-х годов).

Творческое наследие Зыбиной состоит из романсов (на слова Лермонтова и других поэтов) и фортепианных произведений, в большинстве своем известных лишь по различным упоминаниям в печати. Скончалась 20 июля 1897 года.
Вошедшие в сборник произведения Зыбиной публикуются по следующим изданиям:
1. «Etude de Salon pour le piano composes par Madame Sophie Zibinn nee lAledinsky. Propriete de I’Editeur. St. Pe-tersbourg chez C. R. Klever»
(издание 40-х годов XIX века).
2. «Mazurka pour le piano composes par M-me Sophie Zibinn». Приложение к «Музыкальному и театральному вестнику» 1859 года. С. Петербург, у Ф. Стелловского. Обе пьесы хранятся в отделе редкостей библиотеки Московской государственной консерватории.

[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Одоевский В. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Владимира Одоевского

Одоевский В. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС

 

В. Ф. ОДОЕВСКИЙ (1804—1869)

Владимир Федорович Одоевский родился 30 июля 1804 года. Общее образование получил в Благородном пансионе Московского университета (1816—1822). Музыке обучался у известного московского педагога—Шпревица. Глубоко и всесторонне образованный человек, Одоевский был выдающимся писателем, музыкальным критиком и общественным деятелем.
Музыкально-критическая деятельность Одоевского охватывала большой период времени: с 1822 по 1869 год.
Одоевский был близок с выдающимися писателями и композиторами: Пушкиным, Грибоедовым, Гоголем, Глинкой, Даргомыжским и Серовым. Дружба с Глинкой началась вскоре после переезда Одоевского в Петербург (1826).
Особенно важна роль Одоевского как убежденного поборника национального направления в русской музыке и как пропагандиста творчества Глинки. Огромное значение имели его статьи о Глинке и о народной песне.
Активное участие Одоевский принимал в деятельности Русского музыкального общества и Московской консерватории. Умер Одоевский 27 февраля 1869 года. После его смерти осталось большое количество разнообразных музыкальных сочинений, из которых лишь немногие были напечатаны.

Включенный в настоящий сборник* «Сентиментальный вальс» публикуется впервые. Автограф этого произведения, хранящийся в Государственном центральном музее музыкальной культуры, представляет собой черновой эскиз. На автографе имеется дата «1855 декабря 27».
«Сентиментальный вальс» отредактирован и подготовлен к печати сотрудником музея Г. В. Киркором.

[*Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Геништа И. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Иосифа Геништы

Геништа И. СОНАТА фа минор, соч. 9
Геништа И. СОНАТА, соч. 12

И. И. ГЕНИШТА  (1795-185З)

Иосиф Иосифович Геништа родился в Москве 13 ноября 1795 года, в семье музыканта, Музыкальное образование И. Геништа получил под руководством И. Гесслера; по свидетельству Антона Кентского, фортепианной игре обучался у Фильда 1.

[1 Во многих биографиях Геништы утверждается, что он получил общее образование в Благородном пансионе Московского университета, где впоследствии преподавал музыку. Эти сведения неправильны и основаны на недоразумении. Здесь И. Геништа спутан с своим братом Карлом Иосифовичем Геништою — скрипачом и пианистом, который с 1824 года преподавал в Благородном пансионе].

Одно из первых концертных выступлений Геништы состоялось в 1812 году. В дальнейшем, в течение длительного периода, с начала 20-х годов и до 1853 года, Геништа концертировал в Москве, являясь также участником различных музыкальных вечеров, устраиваемых московскими любителями музыки. Особенно важное значение имела исполнительская деятельность Геништы в конце 20-х и в начале 30-х годов.
Геништа был близок со многими московскими поэтами и писателями и особенно с Д. В. Веневитиновым. В доме Веневитинова, по некоторым данным, он присутствовал в 1826 году на чтении А. С. Пушкиным «Бориса Годунова». В 1834 году Геништа участвовал вместе с Н. А. Мельгуновым в организации «Московского Музыкального Собрания», где для членов этого музыкального общества читал лекции по гармонии.
Широко образованный музыкант, Геништа выступал в концертах также в качестве дирижера и органиста и пользовался в Москве известностью как отличный педагог. Среди его учениц  — талантливая московская пианистка Мария Николаевна Щербатова.
Скончался И. И. Геништа от холеры 25 июля 1853 года в Москве.

***
Творческое наследие Геништы состоит из двух опер, увертюр, квартетов, романсов, пьес для фортепиано и виолончели и других сочинений.
Недавно найденные произведения Геништы значительно расширяют представление о его фортепианном творчестве. Из его сочинений известны следующие: Вариации соль минор, соч. 1 (около 1820); Эксерсисы, соч. 2 №№ 1, 2, 3 (1821); Соло для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, соч. 3 (1823);

Вариации на песню «Не одпа-то в поле дороженька», аранжированные для (фортепиано А. Г., соч. О. Геништы (1833); Deux pieces detachees, соч. 8 (около 1838); Соната, соч. 9 (1838); Большая соната, соч. 12 (около 1847); Фантазия, соч. 14 (1847).
Кроме этого, им были опубликованы в различных журналах и альманахах мелкие пьесы: марш (1821), экоссез (1828), мазурка и другие.

Включенная в сборник соната Геништы публикуется по следующему изданию: «Grande Sonate pour Ie Piano-Forte composee et dediee a Mademoiselle Marie de Soniarinc par Joseph Geniclita op. 12. Hamburg et Leipzig. St. Petersburg a L’Odeon, Moscou chez Lonhold». Хранится в отделе редкостен библиотеки Московской государственной консерватории.
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Гурилев Л. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Льва Гурилёва

Гурилёв Л. ‘ВИНЯТ МЕНЯ В НАРОДЕ’
_ Русская песня с вариациями

Гурилёв Л. ‘ТО ТЕРЯЮ, ЧТО ЛЮБЛЮ’_Русская песня с вариациями
Гурилёв Л. РУССКАЯ ПЕСНЯ С ВАРИАЦИЯМИ
Гурилёв Л. «РУССКИЙ ТАНЕЦ»Гурилёв Л. СОНАТА _ ре минор

Л. С. ГУРИЛЕВ (1770—1844)

Лев Степанович Гурилев (Гурылев) родился в семье крепостных крестьян. Музыке обучался у Сарта. Был дирижером крепостного оркестра в подмосковном имении Орловых — «Отрада». По данным, приведенным А. Н. Дроздовым, занимался также фортепианной педагогикой в женских учебных заведениях Москвы.
Помимо церковной музыки и хоровых композиций, Гурилев сочинил и издал большое количество фортепианных произведений. 1
[1 Впервые обратил внимание на фортепианное творчество Л. С. Гурилева А. Н. Дроздов, опубликовавший в сборнике «Русская старинная фортепианная музыка» (Музгиз, 1946) часть из 24-х прелюдий, фугу и вариации на песню «Что девушке сделалось»].
Среди них — 24 прелюдии и фуга (1810), несколько полонезов и свыше двадцати тем с вариациями, в большинстве известных нам лишь по газетным объявлениям и нотным каталогам.
Это:
«Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь».
«Я по цветикам ходила».
«Из-за лесу, из-за лесу».
«Я не знала ни о чем в свете тужить».
«Ах! по мосту, мосту».
«Что девушке сделалось».
«Помнит ли меня мой свет».
«Скажу, гуси прилетели».
«За горами, за долами или Я цыганка молодая».
«Сударыня, барыня, пожалуйте ручку».
«Я по жердочке шла».
«Всех цветочков боле розу я люблю».
«Винят меня в народе».
«Вечор был я на почтовом дворе»
«Хожу я по улице».
«Выйду-ль я на реченьку».
«Не ходи, Грицу, на вечерницу» и др.

Эти вариации были изданы Гурилевым в период с 1807 по 1814 год 2 — время наибольшей творческой активности и растущей популярности композитора.

[ 2 В книге В. И. Музалевского «Русская фортепианная музыка», Музгиз, 1949, автор ошибочно относит фортепианное творчество Гурилева к 20-м годам XIX века].

Обнаруженная недавно нами в Отделе письменных источников Государственного исторического музея рукописная тетрадь сочинений Л. Гурилева существенно дополняет сведения о его фортепианном творчестве. Тетрадь включает следующие произведения: вариации на песни: «То теряю, что люблю», «Скажу, гуси прилетели», «Русский танец», «Русская песня с вариациями», соната и вариации «Как у нашего широкого двора». Указания фамилии авторов музыки имеются только в вариациях «То теряю, что люблю» (Л. Гурилев) и «Как у нашего широкого двора» (Пальшау). Принадлежность вариаций «Скажу, гуси прилетели» Л. Гурилеву устанавливается путем сличения с печатным экземпляром, хранящимся в Государственном историческом музее. Принадлежность остальных произведений (Русский танец, Русская песня с вариациями и Соната) Л. Гурилеву устанавливается с большой долей вероятности на основании их стилистического анализа. Из этой тетради нами публикуются в данном сборнике следующие сочинения:
1. Вариации на песню: «То теряю, что люблю» (издание вариации на эту песню относится к 1807 году. См. публикацию о продаже вариаций в «Московских ведомостях» от 3 апреля 1807 года). Издание не обнаружено, и текст произведения печатается по рукописной копии.
2. Русская песня с вариациями. На титульном листе сочинения, так же как и в других случаях, не расшифровывается название песни, а дано общее заглавие: «Chanson Russe avec Variations». Сведениями об издании этих вариаций мы не располагаем. Примерная дата их сочинений — первое десятилетие XIX века.
3. «Русский танец». В рукописном экземпляре стоит название: «Danse russe».
4. Соната. В нотных каталогах и в газетных публикациях мы не могли найти упоминание об этом произведении. Весьма возможно, что оно осталось ненапечатанным. Дату сочинения сонаты предположительно можно отнести к первому десятилетию XIX века.
Текст рукописных произведений Гурилева воспроизводится без редакторских изменений, за исключением поправок в начертании нот и некоторого количества добавленных лиг.

[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]